13:49 

Очень интересная история!

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
04.08.2016 в 09:16
Пишет Шано:

Оригинал взят у в Легендарная опера: текст и ноты

ПРЕДИСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА
     В одном из эпизодов повести Анатолия Рыбакова «Кортик» (время действия – начало двадцатых годов прошлого века) участники школьного драмкружка выбирают пьесу для постановки.
     – «Иванов Павел», – предложил Слава.
     – Надоело, надоело! – отмахнулся Шура. – Избитая, мещанская пьеса. – И он, гримасничая, продекламировал:
               Царь персидский – грозный Кир
               В бегстве свой порвал мундир…
Знаем мы этого Кира!.. Нет, не пойдет, – добавил он не допускающим возражений тоном.
     После долгих споров остановились на пьесе в стихах под названием «Кулак и батрак»: о мальчике Ване – батраке кулака Пахома.
     Что же это за пьеса, которая в двадцатые годы прошлого века (время действия повести) была всем так хорошо известна, что даже надоела?

     17 ноября 1911 года в Петербурге открылся Троицкий театр, владельцем которого был А. Фокин. Устройство храма искусств было самым что ни на есть демократичным: ненумерованные места, публика не сдавала верхнюю одежду в гардероб, можно было входить и выходить в любое время. Разумеется, соответствовал обстановке и репертуар: преимущественно юмористические миниатюры разных жанров – театральная комедия, опера, балет, кинематограф и тому подобное.
     В этом-то театре 20 апреля 1915 года и была поставлена мгновенно ставшая знаменитой опера-буфф «Ивáнов Павел» (ударение в фамилии героя – на второй слог!). Злоключения гимназиста, третий год сидящего в третьем классе и безуспешно сражающегося с являющимися ему во сне Математикой, Русским Языком, Историей и Географией были близки и понятны зрителям!
     Уже 10 июня, меньше чем через два месяца, состоялось сотое представление, 1 октября — двухсотое. С подобным успехом опера шла еще около двух лет, когда Фокин в июле 1917 года продал театр К. Марджанову. Новый владелец сменил репертуар, Троицкий перестал быть театром миниатюр, «Иванов Павел» стал неуместен.
     Впрочем, спектакль ставился не только в Троицком театре. По приглашению Николая II представление было показано даже в императорском дворце – для наследника Алексея Николаевича. Пьесу десятки раз ставили самодеятельные артисты – в том числе и в лазаретах для раненых солдат, о чем есть запись в дневнике одной из дочерей царя.
     Текст разошелся по цитатам. И, если смотришь в книгу – видишь фигу было популярно еще за несколько десятилетий до постановки, то формулировка пифагоровы штаны на все стороны равны вышла за пределы школьного фольклора и стала широко известной только благодаря «Иванову Павлу».

     Кто же написал это произведение?
     У музыки отдельного автора не было – использовались давно известные мелодии (например, «Выдержу, выдержу, выдержу я» Павлик пел на мотив «Ехал на ярмарку ухарь-купец»). К сожалению, я не силен в музыкальной грамоте и потому прошу тех, кто распознал в нотах фрагменты знакомых произведений, указать их в комментарии или прислать информацию по почте: vadim-i-z@yandex.ru
     А вот у слов авторы есть – режиссеры Виктор Раппапорт и Сергей Надеждин.

     Виктор Романович Раппапорт работал в Троицком театре с 1913 года. Молодой еще человек (родился в 1889 году), сделавший театр знаменитым постановкой «Иванова Павла», поставил ещё десятки спектаклей в различных жанрах и в различных театрах. Именно он ассистировал Владимиру Маяковскому, ставившему в декабре 1912 года трагедию, которой автор дал свое имя, именно Раппапорт был первым постановщиком пьесы «Мандат» Николая Эрдмана. Среди его работ в оперных театрах «Хованщина» Мусоргского, «Похищение из сераля» Моцарта, «Мастера пения» Вагнера и «Гугеноты» Мейербера в ленинградском Малом оперном, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и та же «Хованщина» в московском Большом.
     Работал Раппапорт приглашенным режиссером и в других городах, в частности, ставил спектакли и в Минске. В бакинской же опере он был некоторое время штатным сотрудником. Первый набросок заметки о нем (продолжение непременно последует!) я закончу цитатой из книги Леонида Зорина «Авансцена»:
     Виктор Романович Раппапорт был режиссером бакинской оперы… Кругленький, с миниатюрными ручками, с длинными волосами до плеч (редкая в ту пору прическа), с усами, с бородой-эспаньолкой, непоседливый, невзирая на возраст – казалось, что легкий колобок перемещается в пространстве. Да и манера его изъясняться – французистая, фонтанирующая, то и дело нежданные отступления - была несхожа с медлительной речью Швейцера [Владимир Захарович Швейцер (1889 – 1971) – сценарист, режиссер - В.З.], отчеканенной, взвешенной, ироничной, но было меж ними и нечто общее.
     Скорей всего то был дух артистизма, дух искусства - быть может, не слишком значительного, но остроумного и изящного, на нем лежала еще печать досугов Серебряного века. Оба знали толк в пародии, в шутке, в экспромте, в театре миниатюр - и тот и другой ему послужили - искристая шипучая аура того фейерверочного мира, щедро наперченного репризами, в какой-то мере на них отразилась. И тот и другой с превелики трудом выдерживали пуританский климат идеологического общества. Каждый искал свою точку опоры. Швейцер ее находил в усмешке, неразличимой поверхностным взглядом, Раппапорт – в несокрушимой беспечности, тем более трогательной и обаятельной, что он был приговоренным сердечником...
     Смерть Раппапорта была, наверно, первой потерей, воспринятой мною не только разумом, но и кожей...
     Умер Виктор Раппапорт в 1943 году.

     Легкодоступной информации о Сергее Михайловиче Надеждине сохранилось совсем немного. Родился в Москве в 1880 году. Играл в Александринском театре, ставил спектакли в Литературно-художественном обществе и Троицком театре, где вместе с В. Р. Раппапортом написал и поставил «Иванова Павла».
     После Надеждин революции уехал в Крым, затем в 1920 году эвакуировался в Константинополь, потом в Париж. За два года (1924–1925) поставил там на студии «Альбатрос» пять полнометражных кинофильмов.
     Однако, как писал о нем критик Дэвид Робинсон, «эфемерная короткая блистательная карьера Сергея Надеждина в кино продолжалась меньше двух лет». В 1926 году Надеждин переехал в США. Руководил студией Ballet Moderne в Нью-Йорке, а с 1932 и почти до конца жизни возглавлял Russian Imperial Ballet School в Кливленде. 
     Скончался Сергей Надеждин 22 июля 1958 года.

     Не исключено, что у оперного Павлика, роль которого в Троицком театре исполнял Я. Завалов

был литературный прототип. В созданном за десять лет до театральной премьеры очерке Власа Дорошевича «Горе и радости маленького человека» описан один день из жизни Иванова Павла, ученика 2-го класса 4-й гимназии. Он тоже получает колы и двойки, но никакой комедии в этом нет: в конце рассказа, получив жестокую порку, тихо всхлипывая, заснул бедный мальчик, и снилось ему во сне, что он предводитель команчей и на голову разбивает всех белых. За что надругались над человеческим телом и над маленькой человеческой душой? У Надеждина и Раппапорта история вышла, прямо скажем, повеселее.

     После революции популярность оперы пошла на убыль – всё-таки советская школа изрядно отличалась от дореволюционной гимназии. Тем не менее, еще многие десятилетия отдельные арии держались в памяти бывших гимназистов и передавались из поколения в поколение. Дошло до курьёза: в фильме 1954 года «Анна на шее» (автор сценария и режиссёр Исидор Анненский) Анна со своими братьями распевает куплеты из оперы, написанной через десять лет после смерти Антона Павловича Чехова.

     Увы, устный пересказ – это практически всё, чего удостоилась опера в последние десятилетия (была, правда, еще публикация в малоизвестном журнале «Музыка и время», не очень-то доступном широкому читателю). Судя по тому, что удалось найти в интернете, канонический текст порой дополнялся куплетами, которых не было в исходном варианте.

     В этой публикации читателю предлагаются три версии оперы:

  1. Скан издания 1915 года Иванов Павел. Весенняя фантастическая опера с превращениями, провалами и экзаменом. Соч. С. М. Надеждина и В. Р. Раппапорта (только ноты).
  2. Скан издания 1916 года Иванов Павел. Фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом. Соч. С. М. Надеждина и В. Р. Раппапорта (текст в старой орфографии, фотоиллюстрации и ноты).
  3. Текст из издания 1916 года, приведенный к современной орфографии и снабженный необходимыми комментариями (см. ниже).

     Обо всех неточностях в размещении страниц и распознавании текста, сообщайте, пожалуйста, в комментариях. И  – повторю сказанное выше  – присылайте информацию о распознанных музыкальных цитатах. Более полное предисловие с расширенными биографиями авторов и ссылками на источники постараюсь написать позже.
В. Зеленков

ИВАНОВ ПАВЕЛ.

Весенняя фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом
С. М. НАДЕЖДИНА и В. Р. РАППАПОРТА.

Действующия лица:

ПАВЛИК

 

ЕГО МАМАША.

 

В опере:

 

ИВАНОВ ПАВЕЛ

 

ШПАРГАЛКА

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Учебные предметы.

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ГЕОГРАФИЯ

СТОРОЖ.

 

 

ПРОЛОГ

Стена дома. Большое открытое окно. Видна часть комнаты.
ПАВЛИК сидит за книгами.

№1.

ПАВЛИК.

Последний нонешний денечек
Готовлюсь на экзамен я.
А завтра, завтра чуть светочек -
Заплачет вся моя семья. бис.}

№2.

МАМАША /входит/

Павлик, Павлик, занимайся
Даром время не теряй, -
Не ленись, не отвлекайся
И в носу не ковыряй.
Завтра утром чуть проснешься,
Поведу тебя я в класс.
Коли выдержишь экзамен -
Будешь паинькой у нас.

ПАВЛИК

Надоели мне науки,
Ничего в них не понять, -
Просидел насквозь я брюки,
Не в чем выйти погулять.
Хорошо тебе не надо
Географию зубрить…
Ты попробуй по латыни
Тройку с плюсом получить.

МАМАША.

Павлик, Павлик, занимайся,
Попустому не болтай,
Тверже выучить старайся.
И меня не огорчай.

ПАВЛИК.

Сколько дней сижу за книгой –
И конца ученью нет.
Смотрю в книгу, вижу фигу…
Все смешалось в винегрет.

МАМАША

Много надобно терпенья
И родительских забот,
Вносишь плату за ученье…
В третьем классе третий год.
Для меня хоть постарайся,
Ведь экзамен на носу,
Я тебе стаканчик чаю .
С сладкой булкой принесу.
 /уходит./

№3

ПАВЛИК

/перебирает книги/

Русского не знаю, алгебру забыл,
Среднюю историю вовсе не учил.
Погиб я мальчишка, погиб навсегда,
И годы за годами проходят года.

Срежет меня немец, срежет и француз
А по математике наверно провалюсь…
Погиб я мальчишка… и т.д.

Влепят на экзамене по русскому колду,
Как тогда я к матери с дневником приду.
Погиб я мальчишка… и т.д.

№ 4.

 

Ах, вы, книги, мои книги,
Верещагин[1] и Бычков[2],
От премудрости учебной
           А-а-ах!
На войну бежать готов!

Ах, историк Иловайский[3],
Мительштейнер[4] и Марго[5].
Поливанов[6] и Смирновский[7]
           А-а-ах!
Не понять в вас ничего!
/зубрит/

№5.

 

Je ne sais pas, tu no sais pas, il ne sais pas, nous ne saipons pas, vous ne saipez pas, ils ne saipont pas[8]

                         / засыпает/

Картина 2-я, /СОН ПАВЛИКА/

Декорация представляет фантастическую классную комнату; ПАВЛИК спит за столом по середине.

№6.

НАУКИ
/в виде толстых книг,
окружают Павлика/

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут[9].
И чтоб благие начинанья
Могли свободно возрасти.
Юнец, горящий жаждой знанья,
Изволь в гимназию идти.

/скрываются. Звонок. . Входит сторож/.

СТОРОЖ /будит Павлика/.

Вставай, вставай, не стыдно ль спать,
Давно уж все звонки звонят…

ПАВЛИК

Боже мой. Я заснул и не заметил, как очутился в классе… Где мой ранец? Сейчас экзамен, а я ничего не знаю. Погибоша аки Обре[10]
Одна надежда на .шпаргалку…. Шпаргалка, шпаргалка, где ты?..

/Входит ШПАРГАЛКА/.

№7.

 

О, шпаргалочка,
Ты, спаси меня
Подскажи ты мне,
Что не знаю я..
А не знаю я
Ничего совсем,
И что раньше знал,
То давно забыл,
О, боюся я,
Провалюся я…
Подскажи ты мне
В мой недобрый час,
В мой недобрый час –
Час экзамена,
Час экзамена
Переходного.

№8.

ШПАРГАЛКА

Мой миленький дружок,
Не выучил урок,
И плачешь, и вздыхаешь -
Грамматики не знаешь,
Меня к себе зовешь,
Моей услуги ждешь.

ПАВЛИК

Учиться да учиться
Надоедает мне,
А я не прочь жениться
Хотя бы и во сне.

ВМЕСТЕ

ПАВЛИК

Мой миленький дружок
Мне подскажи урок.
Тебе меня ведь жалко
О, милая шпаргалка.
Я так тебя молю
Твоей услуги жду.

ШПАРГАЛКА.

Мой миленький дружок
Я подскажу урок
Тебя мне очень жалко,
На то ведь я шпаргалка
Свой страх ты прогони
Моей услуги жди.

№9.

ПАВЛИК

Выдержу, выдержу, выдержу я
Ах, мне поможет шпаргалка моя /бис/

/Звонок/ ПАВЛИК прячется. ШПАРГАЛКА скрывается

Марш наук/.

№10.

ХОР НАУК.

Изучать ряд наук тяжкий труд.
Сотни книг, весом каждая с пуд.
И кто к нам на экзамен пришел.
Тот получит кол, кол, кол,
О пятерке, пришлец, не мечтай
Тройку с минусом счастьем считай,
А не то дневника мы коснемся слегка, -
Мудрено ль нам поставить ноль.

№11.

РУССКIЙ ЯЗЫК.

Кто не знает буквы «ять», буквы «ять», буквы «ять» -
Только где ее писать, где писать, да,
Вот /вопрос извечный/ 3 раза
Ведь неудобно же, конечно,
Писать собаку черезъ «ять».
Гнѣзда, сѣдла, звѣзда, цвѣлъ /3 раза/
Цвѣлъ, надѣванъ, пріобрѣлъ, пріобрѣлъ, да:,
Втайнѣ, въявѣ, вкратцѣ, /по одиночкѣ/ 2 р„
Вдвойнѣ, втройнѣ и наканунѣ –
Должны писать все черезъ «ять».
Труден тоже /твердый знак/ 3 раза
Не расстаться /с ним никак/ 2 раза. Да
Падежи, склоненья, /местоименья/ 2 раза
Чинят всем вечно затрудненья
И гимназистов старый враг.

МАТЕМАТИКА.

Пифагоровы штаны, /да штаны/ 2 раза,
На все стороны равны да равны, да!..
Эти теоремы /да теоремы/ 2 раза
Так нежно любим с детства все мы,
Да, помним все мы, господа.

Тот, кто хочет /умным стать/ 3 раза.
Должен корни ./извлекать/ 2 раза. Да.
Ко/эффициенты/ 3 р. помогут .вычислить проценты
И капиталы наживать.

ИСТОРIЯ.

Чтобы каждый ученик
В суть истории проник.
Должен знать он факты,
И государственные акты
Легко цитировать без книг.

Царь персидский, грозный Кир /3 раза/ -
В бегстве разорвал мундир, свой мундир, да. -
Укрощал бег конский, да, да /бег конский/ 2 р
Сам Александр Македонский,
Коня назвал он Буцефал,

ГЕОГРАФИЯ.

Дует на море циклон, /да циклон/ 2 р.
Попадает на Цейлон, на Цейлон, да.
Реки и озера /да, да, озера/ - 2 раза,
Все это надо знать без спора,
Да, надо знать всем, господа!

Вот еще земная ось, земная ось, земная ось
Протыкает нас насквозь, нас насквозь, да.
А меридианы, меридианы, меридианы
На части режут наши страны,
Да, наши страны господа!

ХОР

Изучать ряд наук тяжкий труд… и т.д.

/Въезжает стол. НАУКИ садятся/

НАУКИ

/по очереди поют/

Иванов Павел!
Иванов Павел! Иванов Павел!
Иванов Павел!

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Ну, Иванов, отвечайте
Не робейте, начинайте.
Покажите ваши знанья
Насчет знаков препинанья.

МАТЕМАТИКА

Разрешите наудачу
Нам по алгебре задачу:
Сколько ведер из бассейна
Можно выкачать портвейна?

ИСТОРИЯ.

А в конце какого века
Был основан город Мекка,
И какие папиросы
Курил Фридрих Барбаросса?

ГЕОГРАФИЯ

Изложите объясненья
Про пути и сообщенья,
Как на свет пройти из мрака,
Не заехав в тропик Рака?

РУССКИЙ ЯЗЫК.

МАТЕМАТИКА.

ИСТОРИЯ.


ГЕОГРАФИЯ

ВСЕ

Начинайте

Отвечайте…

Не тяните…
Что ж молчите.

Не хотите.

Не хотите…

№12.

ПАВЛИК.

Я хочу, все хочу,
Все хочу и все молчу ..,
Но не могу, я не могу,
Отвечать я нѳ могу.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Отвечай…

МАТЕМАТИКА.

Отвечай…

ИСТОРИЯ.

Он не знает…

ВСЕ.

О, лентяй…

ПАВЛИК.

Я не могу, нет не могу,
Хоть себя я погублю!

ШПАРГАЛКА /подсказывает/

Вся история мидян…

ПАВЛИК /однотонно/

Вся история мидян…

ШПАРГАЛКА

Есть один сплошной туман[11]

ПАВЛИК

Есть один сплошной обман

ШПАРГАЛКА

Полководец Ганнибал
Долго с Римом воевал

ПАВЛИК

Один римский генерал
К каннибалам в плен попал,

ШПАРГАЛКА

Климат жаркий и сырой
В Каледонии весной.

ПАВЛИК

Климат грязный и сырой
На углу Большой Морской.

ШПАРГАЛКА

Павлик, Павлик, мелешь вздор.

ПАВЛИК

Павлик, Павлик, мелешь вздор.

ШПАРГАЛКА

Ждет тебя теперь позор.

ПАВЛИК

Знаю только до сих пор…
/замедляя/
Позвольте выйти!

НАУКИ /все громко, аккордом/

Садитесь.

ПАВЛИК /садится и открывает ШПАРГАЛКУ/

№13.

НАУКИ.

Шпаргалка, ага, шпаргалка!
Сюда забралась, вот нахалка/
Ловите ее, держите!      /бис/
На части рвите вы ее!

СТОРОЖ /выгоняет ШПАРГАЛКУ/

НАУКИ /вынимая единицы.
ХОР аккордом/

Иванов Павел, Иванов Павел,
Иванов Павел!

ПАВЛИК

Провалился!

Открывается верхняя завеса, изображающая страницу дневника с рядом единиц

ПАВЛИК /проваливаясь под пол/ 

Ах ты, гимназия моя,

Мне не забыть во век тебя.
Твои задачи и диктовку…
Одно осталось мне – рыдать
И педагогов умолять
Мне дать переэкзаменовку.

ФИНАЛ

ХОР

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.

3АНАВЕС



[1] Ираклий Петрович Верещагин (1846–1888) – преподаватель математики, автор «Собрания вопросов и задач прямолинейной тригонометрии» и «Сборника арифметических задач».
[2] Федор Федорович Бычков (1831–после 1893) – математик, автор учебника «Сборник примеров и задач, относящихся к курсу элементарной алгебры».
[3] Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920)  – автор пятитомной «Истории России».
[4] Эрнест Осипович Мительштейнер – автор «Учебника немецкого языка по новой методе».
[5] Д. Д. Марго (?–1872) – Автор учебника французского языка  «Сours élémentaire et рrogressif de languе françaisе». См. у Маяковского: «Язык мой гол.// Я говорю просто –// фразами учебника Марго».
[6] Лев Иванович Поливанов (1838–1899) – педагог, автор  «Краткого учебника русской грамматики» и многих других пособий.
[7] Пётр Владимирович  Смирновский (1846–1904) – педагог, автор «Учебника русской грамматики» и др. Цитату из этого учебника

В. В. Набоков поставил эпиграфом к роману «Дар».
[8] Я не знаю, ты не знаешь, он не знает… (фр. с грубыми ошибками).
[9] Чуть искаженная (в оригинале «старым», а не «старцам») цитата из «Оды на день восшествия [...] Елисаветы» М. В. Ломоносова. О том, что послужило первоисточником Ломоносову, читайте здесь.
[10] О происхождении поговорки читайте здесь.
[11] Подразумевается популярная фраза из произведений И. Ф. Горбунова «история мидян темна и непонятна». Учитель истории диктует в классе: «История мидян... история... мидян... точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян... Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян... история мидян... темна и не-понятна... темна и не-по-нятна. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть».


 




URL записи

@темы: книги, ссылки

URL
   

Дача Брайана Шермана

главная