Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:41 

ЭРТЕ

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Сейчас в Эрмитаже проходит выставка работ Эрте.
Эрте - это Р. Т.
Р. Т. - Роман Тыртов. Мужчины семьи Тыртовых были флотскими офицерами. Чтобы не позорить семью и фамилию, ставший художником Роман возьмет себе псевдоним, составленный из инициалов.
Эрте - младший современник Бенуа, Дягилева, Бакста и старший (совсем ненамного) современник Эйзенштейна. Только вот жил он гораздо дольше, чем все эти его современники. Родился он в 1892, а умер в 1990 году.

В биографии Эрте много интересного. Но про нее уже много кто написал, в том числе и в сети. И про все можно прочитать. Про рисунок платья для маменьки, нарисованный в пять лет - маменька отнесла рисунок к модистке, и платье сшили взаправду. Про выброшенных в окно подаренных папенькой солдатиков. Про уроки у ученика Репина... почему-то пишут иногда, что Эрте вовсе не учился рисовать, хотя это не так - он брал уроки.
И про жизнь его в Париже тоже уже много написано. И про то, как он кидал монетку, на какой журнал работать. И про историю его любви, нежную и пронзительно грустную - любовь эта длилась двадцать лет, а кончилась смертью в три дня.
В общем, про все уже написано.
Ну и я вставлю свои пять коп и поделюсь впечатлениями.

Эрте был художник, график, сценограф, модельер, иллюстратор.



Много картинок. Много, ОЧЕНЬ МНОГО картинок!

Подборка ссылок про Эрте:
www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guid... - статья куратора выставки в Эрмитаже
image-virtuelle.livejournal.com/541.html - биография, работы
www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post2608301... - биография, работы
www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post3131988... - крупно и в хорошем качестве "Алфавит"
www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post3130986... - "Зодиак"
ehdu.livejournal.com/31253.html - работы

URL
Комментарии
2016-08-28 в 21:37 

Белка Челли
Интереснейшие рисунки! И не на что не похожие. Но при том - соверешнно в стиле своего века.

2016-08-28 в 21:44 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Белка Челли, он несказанно прекрасен, что правда, то правда!

URL
2016-08-28 в 23:28 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
И особенно хороши работы "в живую" потому, что при репродукции исчезает золото, перламутр и серебро в штриховках, а работы ими просто пронизаны.
Когда смотришь репродукцию надо просто помнить, что вот это серое и рыжеватое - золотистое и серебристое.
У него очень музыкальные работы - текучие и ритмичные. И он создаёт не событие, а персонажа. Который почти всегда одинок, но сам по себе самодостаточен ( не считая статистов на заднем плане) А пары и тройки персонажей в его произведениях скорее являются отражениями, гармонично дополняющими друг друга.

Ну и если сравнивать то всё же не с Дарделем, а скорее с Жоржем Барбье:)bellezza-storia.livejournal.com/420514.html
Поскольку Барбье немного старше, занимались они примерно одним и тем же: модная одежда-театр-иллюстрация-кино-ювелирка.Даже работали вместе.
И хорошо видно, как в их работах стили сменяют друг друга.
И разница в характерах тоже очень наглядна. Эрте - романтичен и ищет гармонию, а Барбье шутит и сводит персонажей в конфликте.
nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/12417-...

2016-08-29 в 01:25 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
И вот ещё три ссылки по Эрте, которые наверно стоит добавить:)
Поскольку в них есть сшитые по его эскизам костюмы
изображение

для оперы www.livemaster.ru/topic/537087-erte-volshebnik-...

для кино vita-colorata.livejournal.com/697136.html

и ювелирные украшения bellezza-storia.livejournal.com/246222.html

2016-08-29 в 09:19 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Maski Mavki, ну, почему именно Дардель, это Стинк сам потом, сказал, сюда напишет и тебе ответит.
Ты очень уместно вспомнила музыку. Потому что музыка - самое текучее искусство, она вообще существует только в данный момент.
Насколько я понимаю, записей этих ревю осталось не так уж много. Дягилев вообще запрещал снимать балеты на пленку. Эти спектакли - то, что остается в письмах, воспоминаниях, рецензиях, афишах. Но главное, в головах и глазах людей. Их мировосприятие как-то меняется после просмотра.
Вот тут, кстати, еще одна связка с Дарделем, он рисовал шведский балет. Их труппа вовсю тянула за русскими, несколько лет они тоже пользовались в Париже успехом.

Мне кажется, Эрте создает не персонажа, а облик персонажа, его воплощение (я сейчас о костюмах для ревю, потому что их видела больше всего). Персонажей создавали авторы представлений, как я понимаю.
Соглашусь, что эти воплощения самодостаточны, но мы видим их отдельно и статично, а не в движении на сцене, не во взаимодействии с другими героями. Эти картинки сами по себе произведения искусства, но в совокупности, ИМХО, эффект усиливался.
Все время думаю, что эти ревю были похожи на, скажем, спектакли "Александрийской карусели". Такие же яркие, захватывающие и недолговечные.

Спасибо за ссылки!

URL
2016-08-29 в 09:46 

stink-uinki
"Передайте русским: бросайте пить водку и начинайте принимать психоделические вещества! Идите в лес, поищите маленькие красные грибочки." (с) Рей Манзарек
Maski Mavki,
Ну и если сравнивать то всё же не с Дарделем, а скорее с Жоржем Барбье
У меня Дардель выскочил естественно не по художественной близости, а по субъективному интересу близости каких-то входных биографических данных. Оба элегантные денди, оба гомосексуальны, оба люди "одного круга". И от этого "круга" у одного остается фамилия уже без приставки "фон" и без личного имени, логотип фактически, у другого - инициалы, которые если не знаешь не расшифруешь, тот же логотип, если вдуматься. При том, что оба окончательно никогда не порывали со своей средой. Вот такая странная двойственность.

2016-08-30 в 23:08 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Вот встретила пару фильмом, с интервью Эрте

Вот запись 1971 года, жаль что черно-белая, но более подробная.
Не смотря на возраст, художник очарователен:)
www.ina.fr/video/CPF11000071

И небольшой атмосферный ролик более позднего времени, где виден его дом. Жаль что такой короткий кусочек.



Brian Sherman, ну обычно художнику дают задания в довольно свободной форме типа: "Здесь нам нужны аллегорические фигуры четырёх сторон света, они будут спускаться по лестнице, а потом пройдут сцену по диагонали. Вот вам балетмейстер объяснит куда и каким шагом ":) Но именно от художника зависит какой вид будет у этих фигур, какие детали и цвета выбрать для костюма, какой будет конструкция одежды, чтобы передать нужные эффекты в движении. Эрте рисовал так чтоб передать не только характер но и конструкцию, чтоб она была понятна закройщикам.
А часто и оформление сценической коробки и декорации тоже на художнике. И основную партитуру для света тоже он намечает, а потом уже художник по свету придумывает как добиться, нарисованных эффектов.У Эрте и такие работы есть - показывающие сценическое оформление. И подбор тканей-отделки и прочего тоже художник контролирует, и отшив костюмов для артистов под его приглядом. Другое дело что иногда для всей этой работы художники могут использовать весьма схематичные рисунки типа "палка-палка-огуречик" А Эрте рисовал именно портрет персонажа.
Вот картинка
изображение
а вот актриса в костюме.
изображение
Это из шоу "Безумства Зигфелда"
Записий дествительно почти нет. А те, что есть - черно-белые и обшарпанные почти не передают красоту и эффектность постановок, ту магию которая действовала на зрителей.атмосферу праздника и волшебства. Так что действительно только в воспоминаниях, мемуарах и письмах.
Я так поняла, что Эрте с Зигфелдом работал в 25-26 году. Мне попалась только запись 29 года, но мне кажется часть костюмов на параде персонажей в начале ревю -"условно- 18 век" там похожа.

2016-08-31 в 01:23 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Brian Sherman, Про "Русские сезоны" Бакста и Барбье вот здесь хороший сравнительный материал
vita-colorata.livejournal.com/287448.html
видно, как два художника работающих с одной темой по разному видят персонажей.
Добавим от Эрте
ещё фавна и красавицу
изображение

пару костюмов к "Шахерезаде" ( вообще их кажется больше десятка)
изображение

изображение

И пара работ с Арлекином, Балериной и Пьеро
изображение

изображение

stink-uinki, да, конечно "один круг" :) Париж в те времена был прибежищем для очень многих творческих людей с нетрадиционными взглядами на любовь и искусство.
Просто именно я не стала бы сравнивать автора занимающегося живописью и автора занимающегося дизайном. Совсем разные цели и способы воздействия на зрителя.
Ну а если всё же сравнивать.Работы Дарделя построены по законам сновидений и чаще всего это сон мучительный. Если не считать портреты, то в "сюжетных вещах" он изображал то что его пугало, беспокоило или раздражало.То что вообще-то уже случилось в подсознании и извлекается наружу, чтоб не мучило автора. Зритель, если желает, может посочувствовать, задуматься или узнать свои "болевые точки".
Эрте изображает не сон, а идеальную фантазию. Которая, кроме того, что будет им перенесена на плоскость листа или в объём скульптуры, ещё в конечном итоге должна воплотится в жизнь и с помощью других людей - артистов, декораторов, портных, ювелиров, литейщиков и типографских рабочих. Все эти люди стоят между его работами и зрителем, но именно совместный труд переносит фантазию художника в вещный мир и делает реальностью. И в целом его творчество направлено на то, чтоб принести радость и удовольствие в этот мир, может и не надолго, но сделать его краше.
Я не считаю, что какой то из этих путей лучше или хуже, но по моим ощущениям они совсем разные.:)

2016-08-31 в 09:30 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Maski Mavki, ах, красотищщща! Что-то более внятное отвечу попозже, сейчас на работу собираюсь )))

URL
2016-08-31 в 19:26 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Maski Mavki, как же мне жалко, что не осталось записей танцев Нижинского! вот что я безумно хотела бы посмотреть.
Долго и с удовольствием перечитывала нашу переписку и пыталась понять, спорим мы или нет, а если да, то о чем, собственно, спорим ))) Наконец докопалась: я была не согласна с тем, что персонажи у Эрте одинокие )))) И, собственно, все еще не согласна. То есть на некоторых иллюстрациях, конечно, да (мне безумно понравилась "Тело из снега, сердце из пламени"). Но вот сценические персонажи на его рисунках для меня именно сценические персонажи. То есть вот рисунок художника, он сам по себе шедевр, но ведь это только один "этап" персонажа, один его аспект. Еще будет, как ты сама и пишешь, работа балетмейстера, портного, режиссера, наконец, самого актера - да он и не в одиночку играет, а вкупе с другими актерами! Вот мне и показалось не совсем правомерным называть героев ревю на картинках Эрте "одинокими".

Запись шоу Зигфельда меня потрясла... очень средненькими вокальными номерами )))) Зрение мое усладилось безмерно, а слух чото нет )))

Когда я училась в универе, у нас одна преподавательница по немецкому делала спектакль - кабаре периода Веймарской республики со своими студентами по Вайлю, Тухольскому и Брехту. Это было очень здорово сделано. Особенно первые два прогона - там зрительный зал был действительно превращен в кабаре, столики стояли и официанточки ходили, заигрывали на немецком с посетителями.
Больше всего мне понравилась драка. Спектакль был точно привязан к времени: допустим, 30 ноября 1930 года. И там был номер "Гитлер и Гете". Мальчик-актер читал юморную "лекцию" о том, что Гете был безнравственным бабником, а Гитлер молодец. И вдруг из зала на сцену рванули двое парней в коричневых рубашках, заорали, зашикали, попытались набить лектору морду, из-за кулис выскочил полицейский и засвистел... Это была невероятная круть!

URL
2016-09-01 в 01:27 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Brian Sherman, С чего бы нам спорить?Думаю мы впечатлениями обмениваемся:crzdance:
Я просто про свои ощущения говорю от рисунков. А тут сколько людей столько и вариантов, тем и интересно.
Думаю, что ключевое слово всё же "самодостаточный" а не "одинокий" поскольку персонажи даже если и расположены на листе одни, от этого не страдают:)
Но я сейчас подберу страдающих персонажей, которые мне у Эрте нравятся.

Вот молодцы - ваша преподавательница и ребята! Классно сделали.
Да, Берлин между двух войн тоже был весьма интересным местом, но я всё-же предпочитаю Париж:)
Очень-очень жаль, что не сохранилось нормальных записей. Но учитывая насколько не полно тогда техника фиксировала движения и особенно быстрые движения, балетных людей тоже можно было понять. Наверно это всё казалось ужасной профанацией искажающей впечатление от искусства. Да ещё и зрителей киносеансы отбивали:)
Есть вот такой ролик с Нижинским. Считай только тени теней. Но, всё равно, спасибо людям которые это всё восстанавливали по крупицам.

И вот такой с Карсавиной. Этот мне даже понравился:shuffle: Хотя невозможно не думать как красиво могло бы быть снято современными возможностями.


Эх, машину бы времени!

2016-09-01 в 12:00 

stink-uinki
"Передайте русским: бросайте пить водку и начинайте принимать психоделические вещества! Идите в лес, поищите маленькие красные грибочки." (с) Рей Манзарек
Maski Mavki,
Но учитывая насколько не полно тогда техника фиксировала движения и особенно быстрые движения
Самое удивительное, что при этом кина "пра балет" или просто с попытками заснять танцевальное движение наснимали изрядно. Очевидно на волне модности темы )
www.youtube.com/watch?v=pPDqcJugtuY
www.youtube.com/watch?v=yRLHBG-c5_I
www.youtube.com/watch?v=AA9N1agUihk
www.youtube.com/watch?v=swSydGmGurI

2016-09-01 в 12:03 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Maski Mavki, от ролика с Нижинским мне прямо страшно стало.
Жена Эйзенштейна Пера Аташева и его ассистенты попытались восстановить "Бежин луг" из обрезков, остатков, отдельных кадров. Шкловский называет получившееся "Проход между стенами с фресками". Вот тут что-то подобное получилось.

Машину времени хочется частенько, что да, то да. С другой стороны, когда читаешь вот эти воспоминания, письма, отрывки из дневников современников, невольно дорисовываешь и додумываешь происходившее тогда. Может быть, мы-современные зрители не восприняли бы эти зрелища так глубоко и остро. Узнанное в пересказе невольно кажется еще прекраснее и загадочнее. Иногда очень даже здорово "сто раз услышать" - и допридумывать самому.

URL
2016-09-02 в 22:32 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
stink-uinki, Спасибо за ссылки. Я думаю снимали по той же причине, что и сейчас делают фильмы со всякими спецэфектами. Простому зрителю хотелось смотреть истории о необычных людях и в красивом антураже. Постановщики "делали красиво", так как это понимали - привлекали возвышенный и хорошо раскрученный жанр в качестве дополнительной завлекательной фишки.
На "красивою жизнь" танцовщицы будут смотреть охотнее чем на будни крестьянки. :)
Плюс не просто в кино сходил так ещё и балет посмотрел.:)
Собственно все эти парижские и бродвейские ревю и жанр мюзикла не зря появились.
Танцуют, поют да ещё и сюжет играют и всё в красивых костюмах и декорациях - просто праздник на два часа!
Синтетические жанры выигрывают у "чистого искусства"

Brian Sherman, совершенно с тобой согласна.
В фантазиях мы ничем не ограничены. А вот реальности видим то, что способны увидеть. Читая мемуары я всегда стараюсь помнить, что по чужим воспоминаниям мы ещё и через вкус, душу и интеллект рассказчика всё воспринимаем. Что это и его портрет :) И когда от спектакля случайно сохраняется только один-единственная запись в чьём-то дневнике...это может далеко уйти от реальности.

Вот почитайте, если интересно,shmt.diary.ru/p209863866.htm?from=last&discuss
Сахмат так не понравился "Гамлет" с Камбербэтчем, что она не поленилась написать отзыв и сделать скрины выбрав самые некрасивые кадры:) Если по этому отзыву судить так там ужас-ужасный, а не спектакль.
А у меня этот "Гамлет" в любимых. И было настроение поговорить. И я не поленилась ей свои впечатления рассказать. Понятное дело, каждый остался при своём, но обсуждение получилось забавное.
Можете сравнить со своими впечатлениями:hi:.

Мы с Ингвардом вчера весь день в Эрмитаже были и смотрели выставку Славы Зайцева. Так вот у него там очень многие работы это отражения различных исторических эпох и "Серебряный век" явно в любимцах. Очень интересно смотреть как художественные приёмы того времени использованны в современных нарядах. Шикарная работа с материалами и фактурами. Вообще шикарная выставка. И там можно фотографировать! :dance3: Одно плохо - очень много нарядов:). Я фото делала и мне зарядки не хватило, чтоб всё снять. Так что ещё пойду. Они до 25 сентября выставляются.

2016-09-02 в 22:45 

Белка Челли
Узнанное в пересказе невольно кажется еще прекраснее и загадочнее. Иногда очень даже здорово "сто раз услышать" - и допридумывать самому
о да, вот поистине так. :yes: я вот, например, окончательно поняла это на Чаплине.

2016-09-03 в 02:32 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Я обещала выбрать те работы Эрте, которые мне нравятся и где персонажи страдают, а сама отвлеклась на поход в Эрмитаж :)
Спящая Красавица.
изображение
Одна из самых известных его работ. И как я поняла как раз для Дягилева нарисованная.
Конечно тут персонаж не особенно страдает. Но общий намёк на японские картины с их красотой умирания, тревожно-пафосная цветовая гамма...как-то настраивает меня на мысль, что Красавица может и не проснуться.

Серия "Сезоны" Зима. тоже очень известная.
читать дальше
Для меня почти продолжение "Спящей Красавицы". Прорастающая сквозь косточки анемона, вроде бы должна намекать на воскрешение, но она таки белая , а не красная.

Серия к опере "Пеллеас и Мелизанда" Метерлинка и Дебюсси
читать дальше

Довольно редко встречающаяся аллегорическая серия "Чувства" ,
там 4 листа "Влюблённость - Ревность - Страдание - Равнодушие"
Мне нравится "Страдание"
изображение

Серия "Идолы" - Материнство,
в лучшем качестве есть у ас в каталоге. Но пусть будет и здесь.
изображение
Мне нравится выбранный момент:
из двух близнецов , любящая мать привечает одного.
И совершенно игнорирует горький плач другого.

2016-09-03 в 02:57 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Ну и чтоб не на такой печальной ноте. Немного иронии.
"Конец романа"
Красотка рвёт письмо в клочья. А каменный амурчик рыдает сосульками.
изображение

"Дуэль"
Мужчины могут хоть поубивать друг друга, но для женщины её напудренный носик важнее.
изображение

Из серии "Семь смертных грехов" - Лень:)
изображение

2016-09-03 в 09:30 

Белка Челли
Maski Mavki, Из серии "Семь смертных грехов" - Лень
Лень поистине жизненна! Это уже прямо выход в реализм, право слово. )))))

2016-09-03 в 09:32 

Белка Челли
Мне нравится "Страдание"
да это ж Ниенна!

2016-09-03 в 14:10 

Maski Mavki
О том, как любить, не впадая во власть.
Белка Челли, да, вот смотрю на Лень и прямо себя узнаю! :lol:
За исключением сигарет и мышей в доме, всё так и есть.

Ага , похожа. Думаю среди его персонажей не только Ниенну отыскать можно:)

2016-09-03 в 17:20 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Maski Mavki, Белка Челли, слушайте, мироздание прямо начало подкидывать информацию! Довольно интересный пост про фильмы "Бен-Гур" и костюмы Эрте в том числе: la-gatta-ciara.livejournal.com/378524.html

URL
2016-09-03 в 17:24 

Brian Sherman
Надо уметь относиться со здоровым цинизмом к собственным нездоровым фантазиям (с)
Белка Челли, а что именно ты поняла на примере Чаплина?
Maski Mavki, а я думала - чем таким меня зацарапало "Материнство"? Я как-то не до конца разобралась в том, что эта дивно эстетская картина изображает такую простую печальную житейскую ситуацию.

URL
   

Дача Брайана Шермана

главная